*

"Когда б вы знали, из какого сора". Эту фразу Анны Ахматовой чаще всего стараются употребить, когда речь идет о коллаже. Можно в ней услышать ноты иронии, а можно радостное чувство будущего автора от умения увидеть, выделить из массы предметов, то и только то, что нужно для работы.

Наверное, не столь важна энциклопедическая формулировка коллажа как «техники приклеивания», существенно то, что он вышел из искусства в результате поиска новых течений не только в технике, но и в содержании. Природный коллаж и инсталляция — одно из направлений такого вида работ, которое непосредственно относится к этой области искусства, во всяком случае, должно стремиться таковым быть.

Коллаж — новые возможности искусства

Живописцам стало не хватать возможностей использования форм и подчеркивания их цветом. Исторически основоположником коллажа является Пикассо («Натюрморт с плетеным стулом» 1912 год). Потребовалось введение в масляную краску фактур, текстур и тому подобного таким образом, что бы краска одновременно могла быть и цветом и клеем. Слово «коллаж» появилось в русском языке в 10-х — 20-х годах прошлого века, а поначалу это звучало, как аппликация, что значит — прикладывать (от французкого application). Кто-то говорил «клееная бумага» (фр. papier colle). Пикассо пользовался термином «ассамбляж» (соединение, сборка, фр. assemblage), в 40-е годы Матисс ввел термин «декупаж» (разрезание, разбивка на части, фр. decoupage).

Но это все любопытная терминология, а суть заключается в том, что художники пытались конструировать пространство, отходя от плоскости или создавая новые, и коллаж дал возможность это реализовать.

Пикассо, как основоположник кубизма, пытался разорвать зависимость живописи от зрения, но это оказалось невозможно. Предметы могут меняться, но они существуют только через наше восприятие, наше видение. Здесь, наверное, уместно привести слова Василия Кандинского, они понятны мне: «:не может быть совершенной формы без совершенного содержания: дух определяет материю, а не наоборот» (В.Кандинский «Ступени»).

Смысловые функции коллажа

Внося в работу предметы, взятые из своей среды, окружения, мы используем не только их форму, цвет и фактуру, а наделяем их новым содержанием, новыми функциями философского и мировоззренческого характера. То есть коллажи позволяют не только создавать конструкцию в пространстве, но наполнить ее смыслом, настроением, эмоциями.

Интересны и безусловно важны различные техники в коллаже, но их использование, на мой взгляд, должно быть обосновано идеей работы. Коллаж может быть реальной картиной или абстрактной инсталляцией, но главное — это грамотное исполнение задуманного, композиционно выдержанное и технически оправданное.

Коллаж — это возможность создания новой реальности и представление вещей часто в несвойственном для них виде, т.е. коллажист должен быть не только художником, но и философом. Но поскольку эта философия создается в объеме (меньшем или большем), то выбор техники в каждом конкретном случае важен и вполне конкретен, так как напрямую связан с образом работы.

Мое искусство — коллаж

Я не отношусь к коллажу буквально, как к технике приклеивания, позволяя себе в работах и пришить и прикнопить, а в последнее время и пригвоздить. В каждом конкретном случае это вызвано лишь сутью задуманного и тем, что может подчеркнуть идею работы.

Собственно речь идет не только о техническом исполнении. Оно напрямую связано со всеми элементами композиции: цветом, фактурой и фоном, наличием его или частичным отсутствием.

В этом смысле очень интересны бесфоновые коллажи, которые я очень люблю. В них появляется возможность включения в композицию не пустоты, а воздушного пространства — ведь это не только объем, это не просто пустота, но и глубина легкости (или легкость глубины), ее место и количество («Витраж» 1999 г.).

Все должно быть сбалансировано и воздух тоже. Такие возможности присутствуют только в коллажной инсталляции. Это и интересно и увлекательно и современно, а потому должно быть стильно.

*

*

*

По-своему интересны работы с батиком. На занятиях мы пробуем разные известные батичные приемы и в том числе, придуманную мною, технику печати с растительного материала. Условно я назвала эту технику — «Растительная печать». То есть, основой является та же хлопчато-бумажная ткань, батичные краски, а на эту тканую основу я переношу изображение растений с них же. Краски использую без контура и фиксации, стараясь придать образам растений не строго очерченный, а расплывчатый, акварельный вид (образ).

Создаваемый фон работы — это только часть ее, главное дополнить, соединить полученный образ с растениями или другими природными материалами. И тогда рисунок дополнит общую картину коллажа. («Пейзаж с гинкго» 2005 г.).

Техника связанная с клеем и красками в общем известна, но важно найти свое исполнение, свои нотки в ней. Так решена работа «Ветер» — это движение в краске, поддержаное движением материала. Создается настроение поля и прижатой ветром травы. («Ветер. Этюд №2» 2005 г.)

*

*

*

И вот, наконец, работа, о которой нельзя сказать, что материал приклеен, он прибит, вернее он зацепился за прибитые гвозди. Мне хотелось создать прибрежный образ, когда отходит вода, и ракушки, крупный песок, трава цепляются за всевозможные палочки, обломки камыша и остаются там. Это образ отлива, мелководья. Таким я вижу его. Поэтому — серебристые гвозди, они блестят как-будто мокрые от воды, а на них что-то остается, цепляется («Гвозди. Опус №2. Волна» 2006 г.).

Так я представляю работу с коллажем. Он может быть разным — простым и сложным. Но главное, не пустым, а гармоничным, умным, тонким, мыслительным.

"На радость вам и мне" (Анна Ахматова).

Авторский вариант статьи, опубликованной в журнале «Цветы» №2 2008